Репортаж
Под Кимрами погибли
девять парашютистов и два лётчика
1 марта 2003 года на подлете
к спортивному аэродрому Борки в пригороде Кимр на высоте 3900 метров в 14
часов 15 минут потерпел катастрофу двухмоторный высокоплан Л-410, бортовой
номер 01032. Самолет буквально развалился в воздухе. На его борту
находились два летчика - командир Сергей Кравец и второй пилот Александр
Песков и 23 спортсмена-парашютиста. В результате катастрофы погибли 11
человек: оба пилота, девушки-парашютистки Алёна Белова (1979 г.р.,
проживала в Москве) и Екатерина Лисовая (1976 г.р., проживала в Гжели) и
семь парней из Москвы и Московской области - Павел Баженов (1978 г.р.),
Филипп Благов (1976), Андрей Гремячих (1967), Владимир Лукьянчук (1970),
Иван Панасюк (1976), Олег Стриганов (1977) и Дмитрий Федосеев (1967).
Четырнадцать парашютистов чудом спаслись, приземлившись на парашютах.
При этом четверо из них получили переломы рук и ног. Аэроплан был
изготовлен в десантном варианте в Чехословакии еще в 1983 году.
Авиационно-спортивная база "Борки" уже много лет входит в Национальный
аэроклуб России имени Чкалова, но сам самолет находился в частном владении
Юрия Кабанова. Трагедия случилась на глазах у потрясенных друзей. На
всё про всё у экипажа и парашютистов оставалось не более одной-полутора
минут.
Дважды рождённые
Еще затемно я
выехал на аэродром Борки. В числе первых, кого я там увидел, был тверской
парашютист Виктор Туманов, счет прыжков у которого достиг пятисот. -
Рад видеть тебя живым, Виктор. Кто из тверских был на борту "элки"? -
Александр Александров, выпускающий инструктор. Вот он - Саша, - и показал
на крепко сложенного парня. Вид у Александра Рудольфовича был просто
отчаянный, глаза красные и припухшие. - Александр, как все произошло?
- Буквально за секунды. Отвалился хвост, и тех, кто был в хвостовой
части, просто выкинуло... - Самолет летел в направлении дачных
участков. Его обломки упали в нескольких метрах от высоковольтной линии и
в какой-то сотне метров от садового товарищества. Это счастливая
случайность или пилоты сумели изменить направление? - Люди в самолете
потеряли сознание. Пилоты ничего не могли сделать. Самолет, потеряв хвост
и крыло, попал в сильнейший штопор. - На пилотах были надеты парашюты?
- Нет. - Была ли возможность выкарабкаться из падающего самолета?
- В бессознательном состоянии - нет. Страхующие приборы за несколько
сотен метров до земли раскрывали ранцы парашютов, но это не помогло:
наполниться воздухом парашюты не могли. - Те, кто оказался в воздухе,
тоже были в беспамятстве? - Некоторые падали без сознания, и их
парашюты автоматически раскрыли страхующие приборы, заданные на
срабатывание на высоте триста метров... Трудно говорить... *** Как
сообщили эмчээсники и милиционеры из оцепления, чудом спасшиеся
парашютисты переживали глубокий шок. Скажем прямо, Александр Рудольфович,
превозмогая невероятной силы стресс, проявил незаурядное мужество.
Трудно вообразить, какой кошмар происходил в набравшей скорость
передней части самолета. Вспоминает парашютист Сергей с кровоподтеком на
лбу, но счастливая улыбка спасшегося человека непроизвольно растягивала
его запекшиеся губы. - Сначала я увидел, как вылетела дверь, потом
началось вращение и отвалился хвост. На меня упали мои товарищи, и я
потерял сознание. Мне повезло, что вытянуло из самолета. На борту
находились спортсмены, у которых насчитывалось по несколько сот прыжков -
от 200 до 500. Повезло девушке, у которой было всего девять прыжков:
потоком воздуха ее буквально высосало из разрушающегося самолета.
Место падения
Лесополоса
платформы № 124 железнодорожной ветки Савелово - Москва надолго сохранит
отпечатки трагедии. То тут, то там - окровавленные лоскуты парашютов. Один
парашютист упал и разбился в нескольких шагах от места падения самолета,
парашют с него сорвало еще в воздухе. Вечером того же дня подали
специальную электричку и в двух вагонах разложили тела и фрагменты тел
погибших и доставили в морг. Жалко не только погибших, ими нужно
восхищаться, до сердечной боли жалко бедных родителей.
Свидетельства
очевидцев
Директор
авиаспортбазы "Борки" Александр Королев и и.о. руководителя
государственного унитарного авиапредприятия НАК имени Чкалова Сергей
Ножнин от подробных комментариев воздержались - но можно было понять, что
они отделяют НАК от владельца злополучной "элки" Юрия Кабанова.
Руководил полетами Вячеслав Корягин. А на стартовой площадке
распоряжался известный тверской тренер - парашютист Игорь Тельманов,
начальник парашютно-десантной службы: - По визуальным наблюдениям с
земли, сначала у Л-410 сложилось крыло, затем отвалился хвост. Большое,
огромное счастье, что в этой ужасной катастрофе уцелело четырнадцать
человек! В Кимры приезжают спортсмены из многих городов. Сергей
Истратов из Подольска в предыдущем взлете совершил 453-й прыжок. - Я
должен был попасть в роковой третий взлет, но не успел: чинил парашют
модели "Арбалет" Кате Лисовой. Лучше бы не чинил, тогда бы она не погибла.
...Когда самолет после подъема выходил на боевой курс, на финишную прямую,
у него сложилось крыло. Машина свалилась в штопор и достигла, по
показаниям приборов, скорости 502 км/час. Половину парашютистов просто
выдуло из самолета. Паша Баженов и Сережа Архангельский готовились прыгать
"двойкой" - Саша разбился, а Сережа остался жив... На месте падения было
сплошное месиво из покореженного металла, горящих парашютов и
окровавленных тел. Нашли маленькую руку, очевидно, женскую. Все это
ужасно, мы скорбим, но вместе с тем радуемся за оставшихся в живых.
Парашютный спорт - это своего рода игра в русскую рулетку. В Кимрах
ведь прыгали не военные, для которых рисковать жизнью - профессиональный
долг, а любители, отчаянно влюбленные в небо. Это их выбор. По факту
случившегося прокуратура возбудила уголовное дело. Черные ящики-самописцы
уже найдены. В качестве рабочей гипотезы катастрофы рассматривается
усталостное разрушение элементов конструкции самолета, усугубленное
перегрузкой во время виража.
Игорь Мангазеев, в
прошлом парашютист-перворазрядник.
|