Доктор филологических наук
Валерий Александрович Редькин заведует кафедрой новейшей русской
литературы Тверского университета. За предыдущую книгу "Вячеслав Шишков:
новый взгляд" ему присудили литературную премию имени М.Е.
Салтыкова-Щедрина 1999 года. Профессор Редькин исследовал почти все Шишковское наследие, за исключением повести "Ватаги", натуралистично
описывающей борьбу пятитысячной армии Григория Рогова (“Зыкова”) против
режима Колчака, а затем - против установления советской власти. И законно
стал лауреатом. Безусловно, это его обнадежило. Предвидел ли Редькин взрыв
популярности антиглобалистских, в основе своей анархистских настроений или
нет, не так уж важно, потому что он дистанцировался от всяких исторических
параллелей. Такой же подход Валерий Александрович продемонстрировал
при написании вместе с кадидатом филологических наук Ириной Гончаровой
новой книги "Ревнители традиций". Книга впервые описывает
историко-литературный процесс в Тверской губернии за период с 1917 по 1932
годы в связи с деятельностью литературно-художественного общества имени
Ивана Никитина. Благодаря своей оригинальности и по большей части
оппозиционности официальной идеологии тверская литература, особенно поэзия
20-х годов, стала заметным явлением не только на региональном уровне.
Книга имеет все шансы стать незаменимым подспорьем на уроках по
литературному краеведению. Но, похоже, авторы "Ревнителей..." на этот раз
немного просчитались. Когда они обратились в экспертный совет конкурса
"Россия ХХ век. Электронные публикации" с заявкой на получение денежного
гранта, им было отказано. Эксперты явно не поняли уникальность
исследования, исключительно интересного не только для тверских
литераторов: неизвестно вообще, появились ли подобные работы в других
регионах? Однако доля истины в заключении экспертов есть.
Никитинское
общество
Пролеткульт как культурно-творческая организация пролетариата
возник в октябре 1917 года в Петрограде. Его отличали полный параллелизм и
независимость по отношению к госаппарату и профсоюзам. А тверской
пролеткульт заявил о себе в городском масштабе 80 лет назад, в конце
октября 1918 года. Но еще в конце 1917 года вокруг альманаха "Факелы",
сатирического листка "Тверской свисток", а также издания "Тверской
кооператор" сплотилась тесная группа местных литераторов. Зарубка на
память: 28 сентября 1918 года в помещении общественного собрания прошло
заседание Тверского посреднического товарищества кооперативов,
председателем которого был родной племянник Кропоткина Михаил
Александрович. Литературно-хдожественное общество имени Ивана Саввича
Никитина (стихотворца из мещан) было создано в Твери ровно через два года
после революции, в ноябре 1919 года. Первый съезд пролетарских писателей
состоялся в Твери 6 - 8 ноября 1919 года. Инициаторами его проведения были
Николай Власов-Окский, Николай Рогожин, Константин Ковалев, Матвей
Дудоров. Почетным председателем был избран известный крестьянский поэт
Спиридон Дрожжин. Идея объединения всех тверских писателей в одну
организацию была на первых порах поддержана местной властью и тверским
пролеткультом. Но вскоре произошло размежевание между пролетарскими
писателями и писателями "вообще из народа". Никитинское общество открывало
доступ в свои ряды мещанству и интеллигенции. К 1925 году деятельность
никитинского общества начала ослабевать, а в начале 1926 года была
официально запрещена. Сказалось негативное отношение властей ко всем
самостоятельно мыслившим писателям.
Поклонники Есенина
К числу
"разочарованных нытиков", как часто называли никитинцев их современники,
был отнесен, к примеру, поэт Николай Петрович Рогожин. С 1918 по 1923 гг.
он жил в Твери, работал заведующим отделом школьного образования,
инструктором кооперации, был редактором ежемесячного журнала "Наше
хозяйство", редактировал журнал "Известия тверского губсоюза". Создал и
редактировал журнал "Летопись краеведения", позднее переименованного в
"Материалы Общества изучения Тверского края". По мнению тверских
пролетарских писателей, поэтам-никитинцам не хватало социальной
активности. Очередной камень был брошен статьей Мирского-Скитальца
"Бухгалтерское стихоплетство". Автор намекая на род деятельности
большинства поэтов-никитинцев, которые действительно служили в различных
организациях, были среди них и счетоводы. Так, Константин Ковалев был
председателем тверского губернского союза потребительских обществ и
одновременно редактировал журнал "Эхо тверской кооперации", Николай
Рогожин - инструктором оргмассового отдела губсоюза и редактором тверского
журнала "Летопись краеведения", он же возглавлял "Общество изучения
Тверского края". Ефим Шаров был управляющим тверской товарной биржи и
редактировал журнал "Коммерческий вестник". Матвей Дудоров - инструктор
губсоюза, затем биржевой маклер. Михаил Матвеевич Соколов - бухгалтер
Николаевской железной дороги, Иван Милютин - счетовод, Леонид Мошин -
конторщик, Петр Рамешкин - канцелярский работник и т.д. Если же учитывать,
какую огромную культурологическую роль сыграла кооперация в 20-е годы, то,
по мнению Гончаровой и Редькина, вклад этих людей в развитие культуры в
Твери остается до сих пор недооцененным. Кумиром и образцом для
подражания был для никитинцев Сергей Есенин, на которого пролетписатели к
середине 20-х годов навесили ярлыки "мелкобуржуазного" и "подкулачного".
Влияние Дмитрова
Споры в
Твери о классическом наследии были отражением схватки общероссийского
масштаба. Гончарова и Редькин в этом абсолютно правы. Но они упустили один
момент, на мой взгляд, весьма любопытный: не вспомнили о том, что и
тверская кооперация, и само никитинское общество было довольно тесно
связаны с Петром Кропоткиным, который в это время жил в Дмитрове, на
Савеловской железной дороге. В 1917 году, приехав из многолетней
эмиграции на Родину и почувствовав сразу атмосферу классовой грозы,
"дедушка русской революции" не стал примыкать ни к одной из
противоборствующих группировок, не поддержал ни одну из анархистских
организаций. При его деятельном участии в Дмитрове создавался музей.
Вскоре Кропоткин фактически возглавил неторговый отдел Дмитровского союза
кооператоров (отделения Союза имелись в Калязине и Талдоме, который до 15
августа 1921 года входил в состав Калязинского уезда). В составе
неторгового отдела Союза были созданы три библиотеки, книжный и
театральный прокатный склады, типография. Но, кроме собственно
культурно-просветиттельной работы, П.А. Кропоткина интересовали настоящие
заботы и перспективы развития кооперации. Осенью 1920 года местные
власти закрыли неторговый отдел ДСК, деятельность которого вызывала у них
наибольшие подозрения и неприязнь. В ноябре 1920 года деятельность ДСК
была прервана, чтобы возобновиться потом уже в качестве государственной
потребительской кооперации.
Племянники Кропоткина
Кропоткиных с Тверским краем связывали отношения
особого рода, так считает замдекана истфака ТвГУ Валерий Суворов. С 1886
по 1926 годы здесь жили жена Вера Себастьяновна и дети старшего брата
Петра Алексеевича Кропоткина - Александра Алексеевича Кропоткина. Невестка
В.С. Кропоткиной, Надежда Тимофеевна Кропоткина, была внучатой племянницей
М.А. Бакунина. Михаил и Николай окончили Сорбонну и к 1901 году были уже
женаты на внучатых племянницах М.А. Бакунина. Михаил Кропоткин после
возвращения из армии вновь начал работать в кооперативном союзе
Новоторжского уезда, откуда перешел в Тверское посредническое
товарищество. В 1918 году он был избран председателем бюро по организации
губернского совета кооперативных съездов и был его председателем до
ликвидации кооперации в 1919 году. Впоследствии работал в кооперативном
отделе губсовнархоза и преподавал в Тверском промышленно-экономическом
институте (до его ликивдации в 1923 году). Михаил сотрудничал с
Николаем Рогожиным в "Тверском кооператоре" С первого номера, вышедшего 20
июля 1917 года, журнал "Тверской кооператор" имеет литературный отдел. В
мае 1919 года Михаил выступил против декрета "О потребительских коммунах",
доказывая, что "принудительное обобществление, огосударствление всех
сторон жизни" приведет к ликвидации кооперации и к "принудительному
прикрепощению всех потребителей данной местности к потребительским
коммунам". Михаил Кропоткин повторял федералистские и кооперативные
идеи, пропагандируемые в это время П.А.Кропоткиным. В годы "военного
коммунизма" эти идеи казались новой власти ненужными. Но с приходом НЭПа
Петр Кропоткин со своей идеей взаимопомощи и солидарности людей, со своими
мыслями о кооперации, снова оказался актуален и востребован. Бросается
в глаза твердая приверженность Кропоткина реалистической традиции в
искусстве. С искренней гордостью он отмечал светлую роль русского
национального характера и значение русской литературы в мировой культуре.
Симпатии Кропоткина относятся к линии: Пушкин, Тургенев, Толстой, Чехов в
противоположность направлению Достоевский - Салтыков-Щедрин. И в Гоголе
Кропоткин видит лишь замечательного реалиста, не более. Надежда
Тимофеевна Кропоткина в 1917-1918 годах работала в продовольственных
органах и весьма критично относилась к хозяйственной дейтельности
советских органов и советских чиновников. Продуктивной и действенной ей
казалась деятельность весьегонских кооператоров. Семья старшего
племянника П.А. Кропоткина - Николая Александровича Кропоткина после
октября 1917 года также жила в Твери. Очевидно, он был бухгалтером
Губсоюза. Николай Кропоткин выступал в прессе, ратовал за всемерное
развитие тверской кооперации. Вплоть до своего отъезда в 1926 году в
Москву Николай и Михаил Кропоткины оказывали ценные юридические слуги
тверским кооператорам, консультировали, просвещали. Вера Себастьяновна
Кропоткина все послереволюционные годы жила в Твери, вела постоянную
переписку, как и ее сыновья, с Петром Алексеевичем, посещала его в
Дмитрове. Петр Алексеевич в письмах 1919-1920 года сообщал ей о своих
издательских делах, о работе над "Этикой", о помощи со стороны
"товарищей-анархистов с юга"... Петр Алекесеевич живо интересовался делами
племянников Михаил умер в 1935 году и был похоронен на Новодевичьем
кладбище. Его и Н.Т. Кропоткиной сын Александр погиб во время блокады
Ленинграда. Н.Т. Кропоткина умерла в1950 году и похоронена рядом с мужем.
Николай умер в 1949 году. Вера Себастьяновна умерла в 1935 году в Москве.
Первая библиотека
На улице Фурманова в Твери
есть большая библиотека, которая носит имя мятежного князя Петра
Кропоткина. Она открылась в октябре 1917 года и сначала находилась на
Миллионной (ныне Советской ) улице, имела номер один. Сегодня в ней
хранится 60 тысяч книг, здесь "опорное" книгохранилище для всего Заволжья.
Свое имя она получила не с потолка и не в угоду большевикам. Скорее
наоборот. И книга "Ревнители традиций" позволяет понять, как это было.
Все возвращается на круги своя.
Игорь Мангазеев.
(Сокращенный вариант статьи опубликован в газете “Вечерняя Тверь”
от 25 июня 2003 года).
|